Зачем нам консалтинг? Сами сделаем…

Когда перед собственником или руководителем компании встает вопрос об усовершенствовании бизнеса, возникает и необходимость выбора самого эффективного подхода к модернизации.

зачем

На повестке могут быть такие актуальные задачи:

- реинжиниринг или автоматизация бизнес-процессов,

- постановка системы управления персоналом,

- внедрение и постановка процессного подхода в управлении,

- внедрение СМК (система менеджмента качества),

- внедрение бюджетирования,

- внедрение управленческого учёта и т.д.

Как реализовать эти пункты (да хотя бы один) максимально эффективно? С чего начать?

Если обновлять систему ранее в компании не доводилось никому, то помощь консультантов может оказаться не лишней. Консалтинговая компания, знает, и с чего начать, и как выбрать оптимальный маршрут в каждом конкретном случае, как все спланировать и много чего еще про практический менеджмент. На наш взгляд, обратиться к консультанту за помощью в усовершенствовании бизнеса – это самый эффективный вариант.

Но большинство руководителей не обращаются за консалтинговыми услугами в силу ряда причин и убеждений. Поэтому, модернизируя бизнес, они выбирают иные подходы. Например, часто в штат принимают новых профессионалов, ожидая, что они перестроят систему; другие компании обучают имеющихся специалистов, отправляют их на стажировки и вводит проектный менеджмент; третьи - начинают кроить систему сами, на свой вкус, так сказать, добавляя к должностным обязанностям сотрудников новые диковинные функции; а есть и такие, кто просто-напросто покупает новое программное обеспечение и считает, что теперь-то уж оно заработает автоматически, и ничего самостоятельно делать не надо будет. После перечисленного бизнесмены все-таки чаще всего и приходят к консультантам, но это происходит уже спустя месяцы попыток и миллионы рублей затрат.

Именно поэтому, все чаще встречая в практике такие кейсы с «самолечением», мы хотели бы обсудить важный вопрос: какие убеждения мешают бизнесу экономить ресурс и обращаться к профессионалам сразу? Что из этого истинно, а что ложно? И как обезопасить себя от рисков, связанных с консалтинговыми услугами?

1. Мой бизнес специфичен, консультант не поймет, в чем проблема, или будет долго разбираться.

Конечно, каждая компания уникальна, как и люди, окружающие нас. Но это ведь не мешает врачам классифицировать типичные заболевания и описывать единые для большинства землян законы физиологии. Так и с консалтингом: профессионал в совершенстве владеет инструментами диагностики, обладает достаточным опытом и знаниями для анализа каждого конкретного случая. Чтобы снизить этот риск нужно только одно условие – быть максимально откровенным, знакомить консультанта со всеми аспектами проблемы и специфики бизнеса. И чем более заказчик будет открыт, тем точнее будет строиться работа консультанта.

2. Консультант не может быть всегда под рукой, это вообще сотрудник другой компании – на него нет рычагов воздействия.

Да, должны быть сотрудники, которые необходимы в буквальном смысле под рукой – это те, кто выполняет оперативные задачи. А деятельность консультантов в компании заказчика чаще всего ориентирована на стратегические цели.

Консультанты появляются часто в переломные моменты жизни компании. Их приглашают именно для того, чтобы получить экспертное мнение – взгляд со стороны, чтобы убедиться в правильности выбранных тактических решений, или услышать о принципиально новых методах и подходах, получить помощь в проработке планов, вовлечении и объединении сотрудников вокруг новых задач. И это ничуть не мешает тому, что у вас уже есть в штате финансовый директор, специалист СМК и т.д.

Со стороны взаимоотношений так же больше плюсов: формат работы с консалтинговой компанией – договор на оказание услуг, взаимодействие между заказчиком и исполнителем носит особый характер, значительно отличающийся от отношений между руководителем и подчиненным. Это позволяет консультанту оставаться максимально объективным, не впадая в роль наемного сотрудника, лояльность и субординация которого не позволяют ему вносить корректировки в действия своего руководителя. Чувствуете разницу?

3. Профессионализм консультанта сложно проверить.

Да, нельзя отрицать тот факт, что рынок услуг изобилует, если не шарлатанами, так выдумщиками различных масштабов: от местечковых «мастеров», до мировых якобы «гуру».  Это одно из главных препятствий для заказчиков: не зная, как найти настоящего эксперта, компании вовсе отказываются от поисков и становятся на путь самостоятельных действий.

Действительно, нужно суметь выбрать квалифицированного консультанта, а из квалифицированных отыскать «своего» - то есть того, с которым будет полное взаимопонимание и доверие. Тот консультант, который подходит одному руководителю, может не сойтись с другим.  И, да, нужно быть готовым к возможной смене консультантов уже в ходе работы. То же самое происходит и в найме, ведь бывает же такое, что сотрудник не проходит испытательный срок. Особенно на позициях, которых никогда не было в компании, и от которой ожидаются ощутимые результаты.

Как себя обезопасить? Безусловно, нужно сначала разговаривать, сверять своё видение и понимание, сориентироваться в их умениях, посмотреть послужной список, собрать рекомендации – на все это может потребоваться некоторое время. Поэтому принятие решения по сотрудничеству в консалтинге происходит не быстро, переговоры могут длиться несколько недель и даже месяцев.  Выбирайте тех консультантов, у которых есть свой круг компетенций, и тех, кто не берется за все подряд, универсальность возможна, только если перед вами консалтинговая компания с набором разнообразных специалистов.

4. Нет понимания, как и что будет делать консультант в рамках запроса.

Чтобы избежать непонимания, еще на этапе переговоров стороны обсуждают цели проекта и этапы их достижения, методы и приемлемые подходы в работе. Всегда оговаривается, по каким критериям обе стороны будут понимать, что работа с консультантом достигает этих целей. Если вам по-прежнему что-то непонятно, вернитесь на пункт выше и задумайтесь о квалификации выбранного консалтера.

Добросовестный консультант заинтересован в четко описанных критериях оценки результата, так как ему важно выполнить свою работу качественно не менее, чем заказчику – получить желанные плоды длительной работы.  Хорошая консалтинговая компания всегда задумывается о  собственных финансовых и репутационных рисках.

5. Недоверие к консалтингу как к подходу в принципе.

Отсутствие опыта или негативный опыт работы с консультантами не означает, что нет результативных и высококвалифицированных консультантов. Услуги консультантов нужны либо в начале таких проектов, которые мы приводили в пример, либо тогда, когда работа по ним стопорится, и компания не получает желаемого результата.  Вполне возможно, вы и своими силами успешно справляетесь со всеми стратегическими задачами. Но если вы из раза в раз пытаетесь самостоятельно совершить прорыв, а проблема так и остаётся нерешённой, ресурсов потрачено немало, то стоит обратиться если не за консалтингом в целом, то за экспертным мнением. Поговорить, задать вопросы, озвучить страхи и опасения. Это ни к чему не обязывает, зато очень быстро проясняет картину. Побывав на консультациях в разных компаниях, вы вероятнее всего найдете ту, которая удовлетворит вашим требованиям, которой вы сможете довериться.

6. Консалтинг – это дорого.

Что такое дорого? Часто за этим «аргументом» стоит страх, что деньги будут потрачены, а результат не достигнут. Если это так, то вернемся на несколько пунктов выше – дело в недоверии либо к конкретной компании, либо к методу в принципе. Тогда стоит уделить дополнительное внимание выбору консалтера.

Дело не в доверии? Вероятно, вы были напуганы суммой контракта. И тут можно совершить несложные расчеты, которые, мы уверены, помогут понять всю выгоду для заказчика консалтинга.

Из опыта, самый продолжительный проект с консультантами, с учетом пост-проектного сопровождения, длится год. Допустим, мы будем сравнивать с самой распространенной альтернативой консалтингу – решение задачи путем найма нового ключевого специалиста. Посчитайте, сколько времени и денег уйдет на поиск и подбор специалиста высокого уровня, его адаптацию и обучение, затем на внедрение новой системы с возможным дополнительным обучением еще нескольких «ключевых», на потери вследствие незапланированных ошибок – специалист ведь экспериментирует за ваш счет. И, в конце концов – где гарантия того, что сотрудник, придя в штат, попробовав «сломать систему», столкнувшись с реалиями компании, не откажется от цели? Средства будут потрачены, время упущено, но сотрудник не может по закону не получить вознаграждение за попытки, даже бесплодные, так что прибавьте к общему счету годовую зарплату этому сотруднику, не забудьте про налоги, затраты на организацию рабочего места и пр. А теперь сравните сумму контракта с консалтинговой компанией и сумму, потраченную на содержание нового сотрудника в штате за год… Впечатляет? И это при том, что консалтинговая услуга прописывается по пунктам, существует понятие гарантии и обязательств сторон. Обобщая, можно сказать, что консалтинг всегда минимум в два раза дешевле самостоятельной работы над процессами усовершенствования бизнеса.

Ну и, конечно, в каждом конкретном случае консультанты выбирают подходящий метод, не обязательно это должен быть масштабный годовой проект. Возможно, в вашем конкретном случае потребуется лишь несколько совещаний с профессиональной модерацией или просто аудит системы…  На этот вопрос вам сможет ответить специалист после консультации, подобрав индивидуальное решение и сэкономив ваши средства!

Завершая статью, не можем не упомянуть, что заказать консалтинг это не означает чужими руками сделать сложную работу, это большая возможность провести апгрейд управленческого мышления, повысить уровень осознанности себя как владельца бизнеса, стать более профессиональным и совершить прорыв самому, просто в сопровождении и при подстраховке эксперта. Да, работать придется своими руками, но и результаты вас будут радовать еще долгие годы. Не стоит пренебрегать помощью консультантов, это отличный способ вовремя получить поддержку и перейти на новый виток развития.

Марина Иверова - бизнес-аналитик.