Заказываете тренинг? Как при этом не сделать ошибку?

Карантин медленно, но, верно, близится к своему завершению. Жизнь потихоньку возвращается в прежнее русло. Возобновляется проведение тренингов. И при проведении одного из тренингов для команды руководителей мы вдруг столкнулись с тем, что группа была не проинформирована, не замотивирована на предстоящее мероприятие. Им не объяснили зачем, почему, с какой целью необходимо приехать в офис в выходной день. И тренер в начале своей работы встретилась с вполне понятным сопротивлением, которое, правда, быстро удалось преодолеть.

Хотя на тему ошибок при заказе тренинга написано не мало, мы решили об этом поговорить, посчитав, что это будет совсем не лишним.

Итак, вот несколько основных ошибок при проведении корпоративных тренингов.

1. Участников неправильно настроили.

Один вариант такой ошибки, когда группа заранее не проинформирована и недостаточно замотивирована, как в приведенном нами примере. В итоге участники не сразу понимают ценность для себя предстоящего мероприятия.

Другой вариант - когда тренинг преподносится как наказание. И сотрудники в обучении видят не заботу о них и успешности бизнеса в целом, а демонстрацию того, какие они неумелые, безответственные и несообразительные.

2. Задачи тренинга четко не определены.

Заказчик не может четко сформулировать зачем он планирует проведение тренинга, в связи с чем. В результате, каких событий и логических рассуждений руководство пришло к выводу, что тут нужен именно тренинг. А в процессе подготовки тренеру очень важно понимать тот контекст, в котором формируется запрос клиента, иначе он может завести группу не в ту тему, и заказчик будет разочарован. Тренинг ради тренинга весьма сомнительное занятие. Участники, конечно, узнают для себя что-то интересное, но для чего бизнесу это мероприятие?

3. Завышенные ожидания от результатов тренинга.

Вот сейчас проведем тренинг и пойдет дело в гору. Как ни странно, но это заблуждение до сих пор встречается. Один тренинг мало, что дает. Наш опытнейший бизнес-тренер Наталья Черкасова говорит, что после тренинга у участников в головах остается 10% новой информации. И навык за пару дней не сформируется. Поэтому мы неустанно повторяем, что нужна регулярность, систематичность, обязательно предлагаем довольно длительное посттренинговое сопровождение, предоставляя возможность участникам оставаться на связи с тренером, задавать ему вопросы, просить о помощи.  

4. Выбран не тот тренинг.

Например, заказан тренинг по управлению сотрудниками для управленцев среднего звена, который безусловно нужен. Но в компании более остро стоят другие проблемы: отсутствие продуктивного и скоординированного общения между подразделениями, отсутствие единого понимания целей компании и единого видения способов их достижения, скрытые конфликты, неблагоприятная корпоративная культура и тому подобное. В данном случае, прокачка навыков по управлению своими подчиненными сделает более эффективным каждого руководителя на местах, но другие проблемы останутся нерешенными. А ожидания у топ менеджмента могут быть совсем другими.

5. Попытка в один тренинг вместить все и сразу.

Когда заказывается чуть ли не 10 тем сразу на один тренинг. Или просят 2-3хдневный тренинг впихнуть в один день. В большинстве случаев это делается в целях экономии, но сразу хочется вспомнить поговорку: «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». Или помните, как в том мультике, как из маленькой овечьей шкурки богач заказывал семь шапок и какие забавные шапочки в итоге получились.  Очевидно, что пользы от такого тренинга будет не так много, как хотелось бы. В данном случае уж лучше определиться с приоритетами. Наши тренеры в беседе с заказчиком о целях и задачах тренинга всегда могут с этим помочь.

6. Неверно подобран состав группы.

Например, не всегда стоит смешивать в одной группе новичков своего дела и опытных сотрудников, у которых уровень понимания содержания работы и проблемы принципиально разные. Им может быть просто не интересно. Когда одной половине объясняют то, что другой очевидно, то другая половина должна делать что-то для себя полезное, чтобы не терять драгоценное время. И работа тренера начинает напоминать игру в шахматы с несколькими игроками одновременно.

Другой вариант этой ошибки - заказчик стремится посадить в группу всех, кому близка заявленная тема. Например, и менеджеров по продажам, которые в основном занимаются холодными продажами и тех, к кому клиенты приходят сами. Или тех, кто торгует продуктом, предполагающим длинные продажи и тех, у кого быстрые продажи. В данном случае целесообразнее учесть специфику продаж и сделать более однородные группы. Тогда каждый участник получит для себя гораздо больше.

7. Неправильно выбрано место проведения.

Проводить тренинг в рабочем кабинете, в рабочее время, около рабочих мест, где без конца звонит телефон и у участников есть соблазн соскользнуть в рабочий процесс, является довольно распространенной ошибкой. А тут еще в группе участников начальник, а жесткое правило отвечать клиентам немедленно никто не отменял. Да, если и поставщик позвонит, то ему тоже не удобно отказать в решении проблемы прямо сейчас и так далее…

Или другой вариант той же ошибки: выделено тесное, не комфортное, подвальное помещение, без достаточного освещения или вентиляции. Находиться в котором продолжительное время тяжело и утомительно. Скорее всего память сохранит не содержание тренинга и важную информацию, а ощущения дискомфорта и усталости. 

8. Многочисленная группа.

В данном случае скажем лишь один аргумент. Если вы действительно планируете тренинг, а не семинар с несколькими упражнениями, то лучше с количеством участников не перебарщивать. Так каждый из них получит гораздо больше обратной связи от тренера про себя лично и свою работу, сможет попробовать и потренировать новый опыт. В большой группе этого не получится. Если нужно, чтобы сотрудники чему-то научились и приобрели новые навыки, тогда группа должна быть не больше 12 – 13 человек. А если цель узнать и увидеть нечто новое, тогда человек может быть больше и это уже будет формат семинара.